Выше мы говорили о господстве в XVIII в. метафизической и идеалистической концепции телеологов, пытавшихся показать, что целесообразность в строении и функциях организмов доказывает и демонстрирует мудрую предусмотрительность творца. Напомним также, что в эту эпоху имели место и попытки отвергнуть в той или иной мере телеологическую интерпретацию живой природы и показать, что органическая целесообразность не является изначальным, сотворенным свойством, которым творец наделил живые существа, а свойством, возникшим естественным путем. Хотя XVIII в. не поднялся до идеи естественного отбора в дарвиновском смысле, но антителеологические представления о возникновении в природе как гармоничного, так и дисгармоничного с последующей браковкой организмов, оказавшихся дисгармоничными, высказывались некоторыми натуралистами и французскими философами маериалистами.

Какую же позицию в этом вопросе занимал Ламарк? Ответ на этот вопрос нужно расчленить и разобрать, какова была субъективная позиция Ламарка и каков был объективный смысл его теории. Что касается взглядов Ламарка по этому вопросу, то они противоречивы. Мы находим у него неоднократные рассуждения о нерушимой гармонии, изначально господствующей в природе, отрицание противоречий в природе, случайности, дисгармоний и т. п. Это вытекало из особенностей его деистического мировоззрения - убежденности в изначальной гармонии природы, принятии тезиса о достаточности природы. В этой связи Ламарк резко критикует мнение Вольтера и других философов, писавших о дисгармониях и нарушениях обычного порядка в природе. Эти философы считали злом или нарушением то, что присуще самой природе вещей, т. е. то, что является лишь результатом общего и постоянного порядка, - пишет Ламарк и здесь же отмечает, - кажущиеся нарушения в природе вовсе не являются нарушениями. Даже описывая антагонистические взаимоотношения между организмами Ламарк своеобразно и в сущности телеологично трактует их не как одну из предпосылок для изменения видов, а как средство природы поддержать все в равновесии и гармонии: благодаря этим мудрым предосторожностям природы все пребывает в порядке - пишет Ламарк.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~