![]() |
Реклама
|
Выше мы говорили о господстве в XVIII в. метафизической и идеалистической концепции телеологов, пытавшихся показать, что целесообразность в строении и функциях организмов доказывает и демонстрирует мудрую предусмотрительность творца. Напомним также, что в эту эпоху имели место и попытки отвергнуть в той или иной мере телеологическую интерпретацию живой природы и показать, что органическая целесообразность не является изначальным, сотворенным свойством, которым творец наделил живые существа, а свойством, возникшим естественным путем. Хотя XVIII в. не поднялся до идеи естественного отбора в дарвиновском смысле, но антителеологические представления о возникновении в природе как гармоничного, так и дисгармоничного с последующей браковкой организмов, оказавшихся дисгармоничными, высказывались некоторыми натуралистами и французскими философами маериалистами. Какую же позицию в этом вопросе занимал Ламарк? Ответ на этот вопрос нужно расчленить и разобрать, какова была субъективная позиция Ламарка и каков был объективный смысл его теории. Что касается взглядов Ламарка по этому вопросу, то они противоречивы. Мы находим у него неоднократные рассуждения о нерушимой гармонии, изначально господствующей в природе, отрицание противоречий в природе, случайности, дисгармоний и т. п. Это вытекало из особенностей его деистического мировоззрения - убежденности в изначальной гармонии природы, принятии тезиса о достаточности природы. В этой связи Ламарк резко критикует мнение Вольтера и других философов, писавших о дисгармониях и нарушениях обычного порядка в природе. Эти философы считали злом или нарушением то, что присуще самой природе вещей, т. е. то, что является лишь результатом общего и постоянного порядка, - пишет Ламарк и здесь же отмечает, - кажущиеся нарушения в природе вовсе не являются нарушениями. Даже описывая антагонистические взаимоотношения между организмами Ламарк своеобразно и в сущности телеологично трактует их не как одну из предпосылок для изменения видов, а как средство природы поддержать все в равновесии и гармонии: благодаря этим мудрым предосторожностям природы все пребывает в порядке - пишет Ламарк. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |