Реклама
|
Где же источник этих ошибочных концепций Ламарка? Ламарк не дошел до тех позиций, которые занимали передовые представители французского материализма XVIII в., отвергшие непоследовательность деизма, пришедшие к атеизму. Основа философских взглядов Ламарка, корни его деизма, в своеобразном сочетании картезианства - Принципов декартовского физического учения, с ньютонианством. Определяя сущность материи и движения, или отношение движения и времени Ламарк иногда повторяет обычные картезианские формулировки, но еще яснее звучат у него ньютонианские мотивы. Известно, что идеи Ньютона нашли широчайшее распространение во Франции XVIII в. и сильно повлияли на формирование механистических, метафизических воззрений многих естествоиспытателей и философов-материалистов. Труды Ньютона Ламарк хорошо знал и он воспринял как стихийный материализм Ньютона, так и ньюто-нианскую трактовку материи как мертвой, пассивной, лишенной движения, нуждающейся в первом толчке извне, чтобы перейти в состояние активности. В понимании этого важнейшего вопроса Ламарк остался позади передовых представителей французской материалистической философии XVIII в., которые при всех своих недостатках в трактовке движения отбросили идею, первого толчка и преодолевали ньютонианскую концепию. От Ньютона идут и взгляды Ламарка на закон, пространство и время. Благодаря работам Ньютона, идея закона и основанного на законах порядка природы получила широкое распространение. В то же время, в ньютонианской трактовке закон предстал как источник мировой гармонии, незыблемого мирового порядка, установленного творцом2. В таком смысле трактует законы Презент в своем интересном исследовании мировоззрения Ламарка (И. И. Презент. Биолог - материалист Ж. Б. Ламарк. М., 1960) полагает, что корни ламарковского деизма лежат не столько в гносеологической, сколько в лжегуманистической области. Ламарк, мол не хотел лишать человека надежды на бесконечное существование. Во имя этой надежды, которая облегчает последние минуты Ламарк и считал необходимым оставить какое-то место творцу. Но, чтобы выйти из сферы иллюзий, он оторвал движение от материи, тем легче было ему предоставить творцу их соединить. Этим Ламарк создавал себе иллюзию хотя бы каких-то гносеологических основ своего деизма, - пишет Презент (стр. 51- 52). Мге кажется, что вопрос поставлен здесь с ног на голову. Деизм Ламарка, как и многих других естествоиспытателей, вытекал главным образом из особенностей механистического материализма той эпохи, о чем мы детальнее писали выше. Имел значение и груз старых идей, от которых не легко было избавиться. Остановившись же на деистических выводах,- Ламарк попытался увязать их и с вопросами, волнующими простого смертного (не делая, впрочем, на этом никакого ударения). Правильно другое замечание Презента, что Ламарк кое в чем идейно был близок к Жан-Жаку Руссо и к якобинскому культу Верховного существа. Сходную трактовку законов природы мы встречаем и у Декарта.- Бог так чудесно установил эти законы, - пишет Декярт, что этих законов было бы достаточно, чтобы заставить частицы хаоса распутаться и рясположиться в таком прекрасном порядке, что мир примет исключительно совершенную форму Р е н е Декарт. Избр. произв., стр. 195. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |