Где же источник этих ошибочных концепций Ламарка? Ламарк не дошел до тех позиций, которые занимали передовые представители французского материализма XVIII в., отвергшие непоследовательность деизма, пришедшие к атеизму. Основа философских взглядов Ламарка, корни его деизма, в своеобразном сочетании картезианства - Принципов декартовского физического учения, с ньютонианством. Определяя сущность материи и движения, или отношение движения и времени Ламарк иногда повторяет обычные картезианские формулировки, но еще яснее звучат у него ньютонианские мотивы. Известно, что идеи Ньютона нашли широчайшее распространение во Франции XVIII в. и сильно повлияли на формирование механистических, метафизических воззрений многих естествоиспытателей и философов-материалистов. Труды Ньютона Ламарк хорошо знал и он воспринял как стихийный материализм Ньютона, так и ньюто-нианскую трактовку материи как мертвой, пассивной, лишенной движения, нуждающейся в первом толчке извне, чтобы перейти в состояние активности. В понимании этого важнейшего вопроса Ламарк остался позади передовых представителей французской материалистической философии XVIII в., которые при всех своих недостатках в трактовке движения отбросили идею, первого толчка и преодолевали ньютонианскую концепию.

От Ньютона идут и взгляды Ламарка на закон, пространство и время. Благодаря работам Ньютона, идея закона и основанного на законах порядка природы получила широкое распространение. В то же время, в ньютонианской трактовке закон предстал как источник мировой гармонии, незыблемого мирового порядка, установленного творцом2. В таком смысле трактует законы Презент в своем интересном исследовании мировоззрения Ламарка (И. И. Презент. Биолог - материалист Ж. Б. Ламарк. М., 1960) полагает, что корни ламарковского деизма лежат не столько в гносеологической, сколько в лжегуманистической области. Ламарк, мол не хотел лишать человека надежды на бесконечное существование. Во имя этой надежды, которая облегчает последние минуты Ламарк и считал необходимым оставить какое-то место творцу. Но, чтобы выйти из сферы иллюзий, он оторвал движение от материи, тем легче было ему предоставить творцу их соединить. Этим Ламарк создавал себе иллюзию хотя бы каких-то гносеологических основ своего деизма, - пишет Презент (стр. 51- 52). Мге кажется, что вопрос поставлен здесь с ног на голову. Деизм Ламарка, как и многих других естествоиспытателей, вытекал главным образом из особенностей механистического материализма той эпохи, о чем мы детальнее писали выше. Имел значение и груз старых идей, от которых не легко было избавиться. Остановившись же на деистических выводах,- Ламарк попытался увязать их и с вопросами, волнующими простого смертного (не делая, впрочем, на этом никакого ударения). Правильно другое замечание Презента, что Ламарк кое в чем идейно был близок к Жан-Жаку Руссо и к якобинскому культу Верховного существа. Сходную трактовку законов природы мы встречаем и у Декарта.- Бог так чудесно установил эти законы, - пишет Декярт, что этих законов было бы достаточно, чтобы заставить частицы хаоса распутаться и рясположиться в таком прекрасном порядке, что мир примет исключительно совершенную форму Р е н е Декарт. Избр. произв., стр. 195.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~