![]() |
Реклама
|
Считая клеточную ткань, в это понятие вкладывалось иное содержание, чем сейчас, общим признаком всех живых тел, Ламарк трактует клеточную ткань как общую для всех животных и растений тонкую структуру, из которой развиваются все органы. В ту эпоху клеточной тканью обычно называли рыхлую соединительную ткань, она как бы образовывала пузырьки, клетки, полости и считалась простейшей, бесструктурной тканью. В таком именно смысле говорит о ней Биша, установивший в начале прошлого века понятие а животных тканях и предложивший первую их классификацию. В таком смысле писал о ней и К. Ф. Вольф и Ламарк. Ламарк считал, что низшие растения и животные, которые дали начало высшим, состоят целиком из клеточной ткани. Таким образом, Ламарк связывает с представлением, о клеточной ткани мысль о единстве генезиса, единстве исходной структуры всех организмов. Иными словами говоря, Ламарк, не зная подлинной клеточной структуры организмов, в своеобразной форме предвосхитил ту общую мысль, которая легла позже в основу клеточной теории. Ламарк включает в свое определение сущности жизни также определенный способ размножения и развития организмов. Он дает обзор различных форм размножения у животных разной степени сложности. Особенна интересны его взгляды на оплодотворение. Он различает в оплодотворении двоякого рода процессы: стимуляцию к развитию с одной стороны и особого рода питание - с другой. Здесь мы встречаем у Ламарка модификацию существовавшего тогда представления о семени как особой тонкой пище и т. п. Интересно, что и в свете современных взглядов в таком подходе имеется зерно истины. С точки зрения Ламарка процесс оплодотворения - это процесс внесения жизни в инертные зачатки. Подобное же оживотворение может явиться результатом не только полового процесса, но и действия флюидов. В этой связи Ламарк проводит ошибочную аналогию между половым процессом и самозарождением. Что касается индивидуального развития, то Ламарк рассматривает его как процесс подлинного развития, новообразования, исходящий из минимальных зачатков организации. Его взгляды по этому вопросу во многом перекликаются с эпигенетической концепцией Вольфа. Так же как Вольф, Ламарк резко критикует преформизм, идею предсуществующих зародышей. Напомним, что преформистская точка зрения являлась ярким выражением метафизики, подкрепляла религиозные догматы о неизменности сотворенных богом видов. Критика Ламарком преформизма обосновывала представление о развитии, как о подлинном возникновении новых форм и в этом смысле расчищала дорогу и для эволюционизма. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |