Считая клеточную ткань, в это понятие вкладывалось иное содержание, чем сейчас, общим признаком всех живых тел, Ламарк трактует клеточную ткань как общую для всех животных и растений тонкую структуру, из которой развиваются все органы. В ту эпоху клеточной тканью обычно называли рыхлую соединительную ткань, она как бы образовывала пузырьки, клетки, полости и считалась простейшей, бесструктурной тканью. В таком именно смысле говорит о ней Биша, установивший в начале прошлого века понятие а животных тканях и предложивший первую их классификацию. В таком смысле писал о ней и К. Ф. Вольф и Ламарк. Ламарк считал, что низшие растения и животные, которые дали начало высшим, состоят целиком из клеточной ткани. Таким образом, Ламарк связывает с представлением, о клеточной ткани мысль о единстве генезиса, единстве исходной структуры всех организмов. Иными словами говоря, Ламарк, не зная подлинной клеточной структуры организмов, в своеобразной форме предвосхитил ту общую мысль, которая легла позже в основу клеточной теории.

Ламарк включает в свое определение сущности жизни также определенный способ размножения и развития организмов. Он дает обзор различных форм размножения у животных разной степени сложности. Особенна интересны его взгляды на оплодотворение. Он различает в оплодотворении двоякого рода процессы: стимуляцию к развитию с одной стороны и особого рода питание - с другой. Здесь мы встречаем у Ламарка модификацию существовавшего тогда представления о семени как особой тонкой пище и т. п. Интересно, что и в свете современных взглядов в таком подходе имеется зерно истины. С точки зрения Ламарка процесс оплодотворения - это процесс внесения жизни в инертные зачатки. Подобное же оживотворение может явиться результатом не только полового процесса, но и действия флюидов. В этой связи Ламарк проводит ошибочную аналогию между половым процессом и самозарождением.

Что касается индивидуального развития, то Ламарк рассматривает его как процесс подлинного развития, новообразования, исходящий из минимальных зачатков организации. Его взгляды по этому вопросу во многом перекликаются с эпигенетической концепцией Вольфа. Так же как Вольф, Ламарк резко критикует преформизм, идею предсуществующих зародышей. Напомним, что преформистская точка зрения являлась ярким выражением метафизики, подкрепляла религиозные догматы о неизменности сотворенных богом видов. Критика Ламарком преформизма обосновывала представление о развитии, как о подлинном возникновении новых форм и в этом смысле расчищала дорогу и для эволюционизма.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~