Реклама
|
И в этом вопросе, как и в трактовке материи и движения, Ламарк не дошел до позиций французских материалистов XVIII в. Дидро, например, писал: Я не могу отделить даже в абстракции, пространства и времени от существования. Значит оба эти свойства существенно характерны для него Дени Дидро. Избр соч., т. II, М., 1926, стр. 210. десном, могущим нарушить законы природы, отвергает религиозные, библейские сказания о сотворении. Строй сотворенных предметов не столько приближает природу к подножию трона Юпитера, сколько отдаляет ее от божественного законодателя. Всемогущество бога отодвинуть в сферу отдаленнейших абстракций, а природа живет и изменяется по собственным законам. Эти законы надежно отгораживают природу от ее творца. Обсуждая дела природы, выдающийся естествоиспытатель выступает как материалист, каковым он действительно и является, невзирая на отдельные черты его деистической непоследовательности. Безоговорочно с позиций материализма разрешает Ламарк и основной вопрос философии об отношении материи к сознанию,, утверждая и развивая материалистический тезис о первичности материи и вторичности, производности психики об этом подробнее смотри в следующей главе. Читая произведения Ламарка, лишний раз убеждаешься в меткости характеристик К. Маркса и Ф. Энгельса, рассматривавших деизм прежде всего как удобный и легкий для материалиста способ отделаться от религии. Этим мы, разумеется, не хотим сказать, что деизм Ламарка носил только поверхностный или даже маскировочный характер. Мы покажем дальше, в чем конкретно его деистическая непоследовательность наложила отпечаток и на его эволюционные воззрения. Но мы решительно возражаем против переоценки значения деизма в формировании естественнонаучных воззрений Ламарка К Оценивая воззрения того или иного мыслителя, мы должны прежде всего взять то, что для него являлось основным и ведущим. А таковым для Ламарка является его материализм, а не чертьк непоследовательности и отступления от него. Это прекрасно понимали враги Ламарка - представители клерикальной реакции, обрушившие на него шквал нападок и обвинений в безбожии. О религии Ламарк вынужден говорить осторожно, здесь иногда ему приходится делать обходные маневры, оговорки явно маскировочного характера. Общественная обстановка во Франции в начале прошлого века, рост реакционных, клерикальных умонастроений в правящих кругах, делали опасным выступления против религии. Но при всех его оговорках, совокупность взглядов Ламарка прозвучала как решительный вызов учено-ного-материалиста существующей и господствующей религии. Так это и было воспринято его современниками, которые не придали никакого значения деистическим оговоркам Ламарка, его деистической непоследовательности, а обратили внимание на то, что им казалось основным и решающим, и что действительно таковым и является, на материализм Ламарка. Сошлемся на несколько фактов. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |