Реклама
|
Ламарк не видит поэтому, а когда видит не понимает, сложных и многообразных противоречий, лежащих в основе исторического развития органического мира: противоречий между наследственностью и приспособлением, размножением и вымиранием, напряженные противоречия между органическими видами и окружающей их неорганической и органической средой, принимающие характер различных форм борьбы за существование, и т. д. Одним словом, Ламарк не видит всех тех противоречий, которые ведут к естественному отбору, являются основой саморазвития органического мира. Непонимание реальных противоречий в органическом мире не является случайным для Ламарка, а связано с его общим пониманием природы и характера господствующих в ней закономерностей. Большое значение имела и общая созерцательность ламарковского материализма. В данном случае созерцательность Ламарка имела корни, как в особенностях его специфической практики натуралиста, так и в том, что сельскохозяйственное производство Франции в его эпоху, находившееся на весьма низком уровне, не могло дать ему достаточного материала для обоснования идеи отбора Даже в тех случаях, когда Ламарк пишет об одомашнивании растений и животных, он видит только одну сторону этого процесса, изменение условий существования, и не замечает роли отбора, проводимого человеком. Наша мысль становится особенно ясной при сопоставлении материала, который был использован с одной стороны Ламарком, а с другой Дарвином по вопросу о факторах и путях одомашнивания организмов. По всем указанным выше причинам, Ламарк искал движущую силу, источник развития органического мира во вне. Идеалист увидел бы этот источник развития в деятельности какой-либо мистической силы, как это декларировали позже автогенетики, неправомерно пытавшиеся ссылаться на Ламарка. Ламарк - материалист прозорливо увидел мощнейший импульс к развитию в воздействиях среды на организмы и многие высказанные им в этом направлении мысли стали бесспорным достоянием науки. Однако Ламарк видел только одну форму воздействия обстоятельств на организмы и в весьма ограниченном, механистическом духе ее интерпретировал. Не могла быть поэтому разрешена Ламарком и важнейшая проблема органической эволюции - проблема целесообразности. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |