Ламарк не видит поэтому, а когда видит не понимает, сложных и многообразных противоречий, лежащих в основе исторического развития органического мира: противоречий между наследственностью и приспособлением, размножением и вымиранием, напряженные противоречия между органическими видами и окружающей их неорганической и органической средой, принимающие характер различных форм борьбы за существование, и т. д. Одним словом, Ламарк не видит всех тех противоречий, которые ведут к естественному отбору, являются основой саморазвития органического мира. Непонимание реальных противоречий в органическом мире не является случайным для Ламарка, а связано с его общим пониманием природы и характера господствующих в ней закономерностей.

Большое значение имела и общая созерцательность ламарковского материализма. В данном случае созерцательность Ламарка имела корни, как в особенностях его специфической практики натуралиста, так и в том, что сельскохозяйственное производство Франции в его эпоху, находившееся на весьма низком уровне, не могло дать ему достаточного материала для обоснования идеи отбора Даже в тех случаях, когда Ламарк пишет об одомашнивании растений и животных, он видит только одну сторону этого процесса, изменение условий существования, и не замечает роли отбора, проводимого человеком. Наша мысль становится особенно ясной при сопоставлении материала, который был использован с одной стороны Ламарком, а с другой Дарвином по вопросу о факторах и путях одомашнивания организмов.

По всем указанным выше причинам, Ламарк искал движущую силу, источник развития органического мира во вне. Идеалист увидел бы этот источник развития в деятельности какой-либо мистической силы, как это декларировали позже автогенетики, неправомерно пытавшиеся ссылаться на Ламарка.

Ламарк - материалист прозорливо увидел мощнейший импульс к развитию в воздействиях среды на организмы и многие высказанные им в этом направлении мысли стали бесспорным достоянием науки. Однако Ламарк видел только одну форму воздействия обстоятельств на организмы и в весьма ограниченном, механистическом духе ее интерпретировал. Не могла быть поэтому разрешена Ламарком и важнейшая проблема органической эволюции - проблема целесообразности.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~