Реклама
|
Характерны и другие показатели отношения Ламарка к религии. Так, представляет интерес предположение Ламарка, что религия и вера в загробную жизнь возникли из страха смерти. Мысль эта не нова, но в контексте всех воззрений Ламарка она звучит как попытка дать рациональное объяснение возникновению религии и противопоставить его мысли о религии как божественном откровении. После всего сказанного представляется глубоко ошибочным и курьезным утверждение Уилки будто именно деизм Ламарка мешал его современникам признать его теорию ибо: дух времени был в основном откровенно натуралистическим или атеистическим, J. S. Wilkie. Buffon..,, стр. 300. Иногда Ламарк говорит о религиозных представлениях, как возможном утешении страждущего человечества. Но у Ламарка мы естественно, не найдем мысли о том, что религия нужна как узда для народа, точка зрения, высказывавшаяся Вольтером, Бюффоном и др. Очень интересна и та критика, с которой Ламарк обрушивается на пантеизм. На первый взгляд может показаться, что мы встретились здесь со спором двух течений в материализме обоих в известной мере непоследовательных - пантеистического и деистического. Однако это не так. Представляет большой интерес разобраться в вопросе с каких позиций Ламарк критикует пантеизм, критикует утверждение, выраженное формулой - природа есть сам бог. Нам кажется, что вопрос заключается в следующем. Пантеистическое отождествление бога и природы в истории философии имело двоякую направленность. В одних случаях (например, у Спинозы) это был материализм - бог растворен здесь в природе, выражает необходимость, совокупность законов природы, природа объясняется из самой себя. В других случаях в форму пантеизма облекается идеалистическое миропонимание - мир существует в боге, который является высшим, сверхприродным, разумным началом. Если вдуматься в позицию Ламарка, то становится ясным, что острие его критики направлено против идеалистического пантеизма, против божественного разумного начала, не подчиненного законам, против мировой души, растворенной во вселенной и ею управляющей. Иными словами, Ламарк с материалистических позиций критикует прежде всего идеалистический пантеизм. Другое дело, что Ламарк критикует пантеизм с позиции материализма деистического толка и поэтому в его высказываниях можно найти противоречивость, известную непоследовательность. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |