Характерны и другие показатели отношения Ламарка к религии. Так, представляет интерес предположение Ламарка, что религия и вера в загробную жизнь возникли из страха смерти. Мысль эта не нова, но в контексте всех воззрений Ламарка она звучит как попытка дать рациональное объяснение возникновению религии и противопоставить его мысли о религии как божественном откровении.

После всего сказанного представляется глубоко ошибочным и курьезным утверждение Уилки будто именно деизм Ламарка мешал его современникам признать его теорию ибо: дух времени был в основном откровенно натуралистическим или атеистическим, J. S. Wilkie. Buffon..,, стр. 300. Иногда Ламарк говорит о религиозных представлениях, как возможном утешении страждущего человечества. Но у Ламарка мы естественно, не найдем мысли о том, что религия нужна как узда для народа, точка зрения, высказывавшаяся Вольтером, Бюффоном и др. Очень интересна и та критика, с которой Ламарк обрушивается на пантеизм. На первый взгляд может показаться, что мы встретились здесь со спором двух течений в материализме обоих в известной мере непоследовательных - пантеистического и деистического. Однако это не так. Представляет большой интерес разобраться в вопросе с каких позиций Ламарк критикует пантеизм, критикует утверждение, выраженное формулой - природа есть сам бог. Нам кажется, что вопрос заключается в следующем. Пантеистическое отождествление бога и природы в истории философии имело двоякую направленность. В одних случаях (например, у Спинозы) это был материализм - бог растворен здесь в природе, выражает необходимость, совокупность законов природы, природа объясняется из самой себя. В других случаях в форму пантеизма облекается идеалистическое миропонимание - мир существует в боге, который является высшим, сверхприродным, разумным началом. Если вдуматься в позицию Ламарка, то становится ясным, что острие его критики направлено против идеалистического пантеизма, против божественного разумного начала, не подчиненного законам, против мировой души, растворенной во вселенной и ею управляющей. Иными словами, Ламарк с материалистических позиций критикует прежде всего идеалистический пантеизм. Другое дело, что Ламарк критикует пантеизм с позиции материализма деистического толка и поэтому в его высказываниях можно найти противоречивость, известную непоследовательность.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~