Так, например, Ламарк утверждает, что повсюду царит нерушимая гармония и что этот прекрасный порядок вещей, в свою очередь есть нечто сотворенное... 1. Однако в этом вопросе он обнаруживает противоречивость, пытается преодолеть эти взгляды. Наряду с высказываниями об абсолютной неизмен-люсти законов, устанавливающих непреложную гармонию в природе, Ламарк иногда высказывает мысли, идущие в разрез с фаталистическим детерминизмом и приближающиеся к историческому пониманию законов природы. Так, в Аналитической системе Ламарк пишет о том, что при всяком изменении обстоятельств новые законы заменяют те, которым все было подчинено раньше2. В статье Вид Ламарк утверждает, что законы всецело определяются теми обстоятельствами, при которых природа действует3. Подобных формулировок в трудах Ламарка мы найдем не мало. Главным же является, проходящее красной нитью через все его труды, утверждение, что в природе все подчинено механической причинной связи между явлениями, что природа совершает свои деяния лишь в силу необходимости, что везде господствуют объективные закономерности, которые не могут быть нарушены нигде и никогда, даже творцом, первоначально установившим эти законы. В самом деле, неоспоримая истина, повсюду подтверждаемая наблюдением, гласит, что все то, что совершает природа, всегда подчинено власти обстоятельств, требуемой ими необходимости - пишет Ламарк.

Интересно сравнить высказывания по этому вопросу Ламарка и Ньютона, который утверждал, что От слеггЬй необходимости природы, которая повсюду и всегда одна и та же, не может происходить изменения вещей. Всякое разнообразие вещей, сотворенных по месту и времени, может происходить лишь от мысли и воли существа необходимо существующего5. Напомним, что такой убежденный противник материализма, как Роджер Коте, написавший предисловие ко второму изданию ньютоновских Начал, усматривал главное достоинство системы Ньютона в том, что в ней нет места слепой необходимости, а все происходящее представляется как свободное намерение нсемогущего творца. Ланге, обсуждая взгляды знаменитого английского химика и физика XVIII в. Роберта Бойля (пытавшегося сочетать механицизм с религией), удачно пишет: Его мировоззрение, совершенно так же, как и мировоззрение Ньютона, основывает телеологию на самом механизме... Богу же приписывали видоизменяющее вмешательство в ход природы и в последующее время, но обычную норму всего совершающегося в природе, они оба искали в механических законах движения атомов Допущение неоднократного вмешательства творца в ход природы Ламарк отбрасывал. Он не принимал идею бога, время от времени подкручивающего чудесный мировой механизм им же сооруженный.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~