Реклама
|
Так, например, Ламарк утверждает, что повсюду царит нерушимая гармония и что этот прекрасный порядок вещей, в свою очередь есть нечто сотворенное... 1. Однако в этом вопросе он обнаруживает противоречивость, пытается преодолеть эти взгляды. Наряду с высказываниями об абсолютной неизмен-люсти законов, устанавливающих непреложную гармонию в природе, Ламарк иногда высказывает мысли, идущие в разрез с фаталистическим детерминизмом и приближающиеся к историческому пониманию законов природы. Так, в Аналитической системе Ламарк пишет о том, что при всяком изменении обстоятельств новые законы заменяют те, которым все было подчинено раньше2. В статье Вид Ламарк утверждает, что законы всецело определяются теми обстоятельствами, при которых природа действует3. Подобных формулировок в трудах Ламарка мы найдем не мало. Главным же является, проходящее красной нитью через все его труды, утверждение, что в природе все подчинено механической причинной связи между явлениями, что природа совершает свои деяния лишь в силу необходимости, что везде господствуют объективные закономерности, которые не могут быть нарушены нигде и никогда, даже творцом, первоначально установившим эти законы. В самом деле, неоспоримая истина, повсюду подтверждаемая наблюдением, гласит, что все то, что совершает природа, всегда подчинено власти обстоятельств, требуемой ими необходимости - пишет Ламарк. Интересно сравнить высказывания по этому вопросу Ламарка и Ньютона, который утверждал, что От слеггЬй необходимости природы, которая повсюду и всегда одна и та же, не может происходить изменения вещей. Всякое разнообразие вещей, сотворенных по месту и времени, может происходить лишь от мысли и воли существа необходимо существующего5. Напомним, что такой убежденный противник материализма, как Роджер Коте, написавший предисловие ко второму изданию ньютоновских Начал, усматривал главное достоинство системы Ньютона в том, что в ней нет места слепой необходимости, а все происходящее представляется как свободное намерение нсемогущего творца. Ланге, обсуждая взгляды знаменитого английского химика и физика XVIII в. Роберта Бойля (пытавшегося сочетать механицизм с религией), удачно пишет: Его мировоззрение, совершенно так же, как и мировоззрение Ньютона, основывает телеологию на самом механизме... Богу же приписывали видоизменяющее вмешательство в ход природы и в последующее время, но обычную норму всего совершающегося в природе, они оба искали в механических законах движения атомов Допущение неоднократного вмешательства творца в ход природы Ламарк отбрасывал. Он не принимал идею бога, время от времени подкручивающего чудесный мировой механизм им же сооруженный. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |