Подобное представление Ламарк считает логически неизбежным выводом из анализа фактов. Человек понял, что этот порядок вещей не мог обусловить своего существования, что безгранично могущественная и свободная причина сделала его таким, каким он есть,- и дальше,- неоспоримо и следует даже отнести к числу очевидных истин то, что могущественное начало, создавшее природу, является вместе с тем началом, предписавшим ей все законы, которым она вынуждена подчиняться в своих действиях, одним словом началом, установившим образующий ее порядок вещей. Иначе пришлось бы предположить, что-природа вечна, что она не имеет творца1. Очень характерен конец цитированного нами отрывка; Ламарку ясен последовательно-материалистический вывод о вечности природы, но он предпочитает остаться на непоследовательных позициях деизма.

Основные элементы мироздания, первоначально созданные творцом суть природа и вселенная (эти два понятия Ламарк обычно строго различает) 2. Какое же содержание вкладывается Ламарком в эти понятия? Для меня,- пишет Ламарк во Введении в Естественную историю беспозвоночных животных,- определение вселенной может быть только следующим: Вселеннаяth-это бездеятельное, недейственное само по себе начало, представляющее собой совокупность всех физических и пассивных существ, т. е. всех видов материи и всех существующих тел. Что касается природы, то это порядок вещей, чуждый материи 3, природа - это активность, природу составляет совокупность нефизических предметов.

Если данное мною определение природы обосновано, то из него следует, что природа не что иное как совокупность метафизических категорий, следовательно, предметов, не имеющих ничего общего с частями вселенной; что источник, из которого эти предметы берут начало, непознаваем для нас и что существование их следует приписать особому творческому акту, воли всемогущего творца всех вещей; наконец, что эта совокупность образует порядок вещей, неизменно действенный, обладающий средствами, делающими возможным осуществление и упорядочение всех его проявлений.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~