Реклама
|
УЧЕНИЕ ЛАМАРКА О СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИЭволюционная теория Ламарка теснейшим образом связана с его общебиологическими воззрениями, с его учением о сущности и происхождении жизни. В этом учении в ясной форме воплощены и философские воззрения Ламарка. Ламарк посвящает много страниц в своих трудах проблеме сущности жизни, пытается ответить на вопрос: что такое жизнь? Ламарк отвергает как чисто формальные определения сущности жизни, так и, снова распространившиеся в его время, виталистические взгляды. Жизнь в частях тела, обладающего ею,- пишет Ламарк,- не что иное как порядок и состояние вещей, которые делают возможным в нем органические движения, а эти движения, составляющие активную жизнь, являются результатом действия вызывающей и возбуждающей их причины. Жизнь, по Ламарку, это явление целиком материальное, вытекающее из определенной организации материи и определенных движений. Я уже показал,- пишет Ламарк,- в различных моих работах и, как мне кажется, я был первым, кто это сделал, что жизнь отнюдь не являетсяни особой сущностью, ни частным свойством какого бы то ни было вида материи, ни тем более свойством, присущим какой-либо части тела. Я выяснил, что жизнь представляет собой не что иное, как физической явление, зависящее от двух главных причин: 1. от состояния и порядка вещей, существующих в частях тела, в котором она наблюдается 2. от причины вызывающей или возбуждающей последовательные движения во внутренних частях этого тела. Прежде чем мы рассмотрим детальнее приведенные выше формулировки Ламарка, укажем, что в понимании жизни как явления целиком физического, подчиненного природным закономерностям, Ламарк разделяет концепцию французского материализма XVIII в. Концепция эта была материалистической и антителеологической. Она смело и резко противопоставлялась, господствовавшим идеалистическим взглядам, признававшим первичным некое, целесообразно управляющее организмом духовное начало. В то же время концепция эта носила ярко выраженный механистический характер. Напомним хотя бы знаменитый трактат Ламеттри, озаглавленный Человек-машина. Основная мысль автора выражена здесь словами: я не ошибусь, утверждая, что человеческое тело представляет собой часовой механизм, но огромных размеров. Итак мы должны сделать смелый вывод, что человек является машиной и что во всей вселенной существует только одна субстанция, различным образом видоизменяющаяся. Говоря о Декарте, Ламеттри пишет: Конечно, никто не будет оспаривать, что этот знаменитый философ во многом ошибался. Но зато он понимал характер физической природы живых существ; он первый блестяще доказал, что животные являются простыми машинами. Мы увидим, что Ламарк в своей трактовке жизни продолжает в основном линию, начавшуюся от Декарта. Однако он идет дальше. Его понимание специфических закономерностей, присущих живым телам, характеризующим жизнь как таковую, отражает более высокий уровень развития естествознания. ~1~ ~2~ ~3~ ~4~ ~5~ ~6~ ~7~ ~8~ ~9~ ~10~ ~11~ ~12~ ~13~ ~14~ ~15~ ~16~ ~17~ ~18~ ~19~ ~20~ ~21~ ~22~ ~23~ ~24~ ~25~ ~26~ ~27~ ~28~ ~29~ ~30~ ~31~ ~32~ ~33~ ~34~ ~35~ ~36~ ~37~ ~38~ ~39~ ~40~ ~41~ ~42~ ~43~ ~44~ ~45~ ~46~ ~47~ ~48~ ~49~ ~50~ ~51~ ~52~ ~53~ ~54~ ~55~ ~56~ ~57~ ~58~ ~59~ ~60~ ~61~ ~62~ ~63~ ~64~ ~65~ ~66~ ~67~ ~68~ ~69~ ~70~ ~71~ ~72~ ~73~ ~74~ ~75~ ~76~ ~77~ ~78~ ~79~ ~80~ ~81~ ~82~ ~83~ ~84~ ~85~ ~86~ ~87~ ~88~ |
Реклама
"> |