УЧЕНИЕ ЛАМАРКА О СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ

Эволюционная теория Ламарка теснейшим образом связана с его общебиологическими воззрениями, с его учением о сущности и происхождении жизни. В этом учении в ясной форме воплощены и философские воззрения Ламарка.

Ламарк посвящает много страниц в своих трудах проблеме сущности жизни, пытается ответить на вопрос: что такое жизнь? Ламарк отвергает как чисто формальные определения сущности жизни, так и, снова распространившиеся в его время, виталистические взгляды. Жизнь в частях тела, обладающего ею,- пишет Ламарк,- не что иное как порядок и состояние вещей, которые делают возможным в нем органические движения, а эти движения, составляющие активную жизнь, являются результатом действия вызывающей и возбуждающей их причины.

Жизнь, по Ламарку, это явление целиком материальное, вытекающее из определенной организации материи и определенных движений. Я уже показал,- пишет Ламарк,- в различных моих работах и, как мне кажется, я был первым, кто это сделал, что жизнь отнюдь не являетсяни особой сущностью, ни частным свойством какого бы то ни было вида материи, ни тем более свойством, присущим какой-либо части тела. Я выяснил, что жизнь представляет собой не что иное, как физической явление, зависящее от двух главных причин:

1. от состояния и порядка вещей, существующих в частях тела, в котором она наблюдается

2. от причины вызывающей или возбуждающей последовательные движения во внутренних частях этого тела.

Прежде чем мы рассмотрим детальнее приведенные выше формулировки Ламарка, укажем, что в понимании жизни как явления целиком физического, подчиненного природным закономерностям, Ламарк разделяет концепцию французского материализма XVIII в. Концепция эта была материалистической и антителеологической. Она смело и резко противопоставлялась, господствовавшим идеалистическим взглядам, признававшим первичным некое, целесообразно управляющее организмом духовное начало. В то же время концепция эта носила ярко выраженный механистический характер. Напомним хотя бы знаменитый трактат Ламеттри, озаглавленный Человек-машина. Основная мысль автора выражена здесь словами: я не ошибусь, утверждая, что человеческое тело представляет собой часовой механизм, но огромных размеров. Итак мы должны сделать смелый вывод, что человек является машиной и что во всей вселенной существует только одна субстанция, различным образом видоизменяющаяся. Говоря о Декарте, Ламеттри пишет: Конечно, никто не будет оспаривать, что этот знаменитый философ во многом ошибался. Но зато он понимал характер физической природы живых существ; он первый блестяще доказал, что животные являются простыми машинами. Мы увидим, что Ламарк в своей трактовке жизни продолжает в основном линию, начавшуюся от Декарта. Однако он идет дальше. Его понимание специфических закономерностей, присущих живым телам, характеризующим жизнь как таковую, отражает более высокий уровень развития естествознания.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~