Проблема органической целесообразности

Целесообразность органических форм принималась Ламарком как нечто данное, нечто само собой разумеющееся, вытекающее из необходимых соотношений организмов и среды и не нуждающееся в дальнейших объяснениях. Но объяснение это было необходимо, без него нельзя было полностью обосновать эволюционное учение.

Вопрос Ламарком не решался, а отодвигался. Ведь почему органические виды обладают способностью формировать подчас весьма сложные приспособления в ответ на изменение окружающих условий, почему же флюиды действуют столь целесообразно, усложняя и совершенствуя органический мир, на это учение Ламарка ответа не давало. Остается в силе утверждение Тимирязева, что по отношению к самому важному вопросу, по отношению к объяснению целесообразности организмов Ламарк не дал никакого ответа.

И. И. Презент: Итак, внутренняя цель, отнюдь не вносится в природу сторонним элементом, вроде мудрости провидения, но заключается в необходимости самого явления. Однако даже такого рода применение понятия внутренней цели является идеологическим определением, чреватым при недостаточной философской, дисциплинированности идеалистическими тенденциями. У Ламарка, как уже отмечалось, мы встречаем формулировки, подобные внутренней цели, хотя он по существу всегда и неуклонно утверждает необходимость самих явлений. И только неискоренимый естественноисторический материализм уберегает Ламарка от следствия философской недисциплинированности - от навязывания природе сознательной и намеренной деятельности.

Эта трактовка вопроса представляется нам правильной, но недостаточной. Правильно то, что Ламарк не навязывал природе сознательной и намеренной деятельности. Правильно, что на первое место в его воззрениях, выступала закономерная необходимость самих явлений. Но в том тo и дело, что ограниченное деистическое понимание закономерностей не давало возможности разрешить проблему органической целесообразности. Поэтому, несмотря на субъективную устремленность Ламарка в сторону материалистического истолкования жизненных явлений, проблема органической целесообразности - краеугольная проблема эволюции не была им разрешена.

На том уровне науки без понимания творческой роли естественного отбора это и не могло быть сделано.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~