Ламарк возражает, критикуя пантеизм, против смешения часов и часовщика, произведения с его творцом, а далее утверждает, что природа управляется постоянными законами, хотя законы эти были первоначально сотворены верховным творцом для поставленной им перед собой цели. Однако в трактовке Ламарка эта цель и гармония нечто весьма отдаленное и туманное, стоящее только у начала мироздания,, а реально в мире господствует необходимость и закономерность.

Об отношении Ламарка к проблеме целесообразности мы скажем подррбнее дальше, а сейчас подчеркнем, что Ламарк обрушил очень сильный удар на так называемое телеологическое доказательство бытия божьего, на натур - теологию. Ламарку представлялась недопустимой мысль, что виды живых тел с присущими им целе- сообразными приспособительными особенностями могут явиться результатом непосредственных актов,творения.

Все, что было реакционного в современном ему естествознании, все, что подкрепляло в какой бы то ни было степени, в открытой или скрытой форме идеалистическое религиозное мировоззрение, подверглось решительной критике со стороны Ламарка. Мы покажем дальше, что Ламарк выступал против любых форм креационизма и антропоцентризма, против витализма и преформизма, против анимизма и панпсихизма, против доктрины ката-строфизма в геологии и т. д. Ламарк - материалист глубоко убежден в том, что в природе везде и всегда господствует причинная необходимость, закономерности. Он старается обнаружить и показать эти закономерности в области явлений физических и химических, в области метеорологии, геологии, биологии, психофизиологии.

~1~  ~2~  ~3~  ~4~  ~5~  ~6~  ~7~  ~8~  ~9~  ~10~  ~11~  ~12~  ~13~  ~14~  ~15~  ~16~  ~17~  ~18~  ~19~  ~20~  ~21~  ~22~  ~23~  ~24~  ~25~  ~26~  ~27~  ~28~  ~29~  ~30~  ~31~  ~32~  ~33~  ~34~  ~35~  ~36~  ~37~  ~38~  ~39~  ~40~  ~41~  ~42~  ~43~  ~44~  ~45~  ~46~  ~47~  ~48~  ~49~  ~50~  ~51~  ~52~  ~53~  ~54~  ~55~  ~56~  ~57~  ~58~  ~59~  ~60~  ~61~  ~62~  ~63~  ~64~  ~65~  ~66~  ~67~  ~68~  ~69~  ~70~  ~71~  ~72~  ~73~  ~74~  ~75~  ~76~  ~77~  ~78~  ~79~  ~80~  ~81~  ~82~  ~83~  ~84~  ~85~  ~86~  ~87~  ~88~