Значение микробной экологии в будущем мировом планировании

Экология рассматривает связи живых организмов — включая человека — с их окружающей средой. Работающие в области микробиологии хорошо знают о широком распространении микроорганизмов в окружающей среде, об их роли в возникновении инфекционных болезней у животных, растений и у человека, об их тесной связи с другими формами жизни, а также об их жизненно важном вкладе в сохранении сбалансированной экологической системы в мире. Но широкие массы населения не всегда правильно оценивают эти факты.

Мы хотели бы ограничить свои замечания некоторыми вопросами, имеющими большое значение для осуществления Программы ООН по окружающей среде. Мы хотели бы также дать некоторые примеры того, как микробиология может помочь разрешению проблем, связанных с этими вопросами.

Поскольку в мире постоянно происходит экономическая интеграция различных стран, а также растет их экологическая и социальная взаимозависимость, число этих проблем увеличивается и все более значительной становится необходимость взаимодействия. Одной из наиболее важных проблем является приспособление человека к окружающей среде. Очень жаль, что в настоящее время многие известные экологи и специалисты по окружающей среде игнорируют в своих дискуссиях микробный мир или расценивают микроорганизмы только способствующими разложению («декомпоузерами»). В действительности микроорганизмы в значительной степени способствуют как синтезу, так и декомпозиции и тесно связаны со многими изменениями, происходящими в природе.

В журнале «Science and Public Affairs—Bulletin of the Atomic Scientists» в июле 1973 г. была опубликована статья руководителя программы ООН по окружающей среде М. Strong, в которой он писал: «Проблема окружающей среды носит значительно более интернациональный характер, чем какие-либо проблемы, стоящие перед человеческим обществом... поскольку она заставляет нас рассматривать наш мир в физическом плане как единую систему...»

«Программа, которую мы разрабатываем в настоящее время, основана на достижении определенных целей, таких, как улучшение состояния океанов путем решения проблем земных источников загрязнения воды; путем решения проблемы, стоящей перед многими районами с истощенной почвой; путем сохранения генетических источников растительной и жи- вотной жизни, путем установления наблюдения за Землей».

Поскольку фундаментальные цели этой важной международной программы заключаются в улучшении здоровья и благосостояния людей и общества, мы должны в первую очередь понимать современную и будущую численность и деятельность населения.

Демографы следующим образом представляют будущий рост человеческого населения: к 1 января 1973 г., согласно данным ООН, население мира составляло 3,7 млрд. человек, т. е. на 74 млн. больше, чем в 1972 г., хотя некоторые страны достигли так называемого нулевого роста населения, т. о. 2 ребенка на одну мать. Это положение компенсируется в других странах, где матери имеют по 6 или 7 детей. Таким образом, в среднем темп роста населения в мире составляет 474. Если современная тенденция сохранится, население мира составит свыше 7 млрд. человек к концу столетия, а к 2050 г. оно могло бы составить 20 млрд. человек, т. е. в 5 раз больше, чем в настоящее время. Таким образом, люди должны более ясно понимать, что, для того чтобы избежать нарушения баланса в природе, необходимы изменения; люди должны научиться понимать свои возможности, а также ограничения и возможности земли, иными словами, люди должны понимать важность окружающей среды.

В прошлом многие настолько привыкли бояться бактерий и болезней, что не обращали внимание на полезную деятельность микроорганизмов в природе. Это не значит, что болезни должны были игнорироваться в прошлом или что они не будут иметь значения в будущем. Но это означает, что предотвращение или контроль многих серьезных болезней были основными факторами, способствовавшими быстрому росту населения, й таким образом создавали нарушение баланса в отношениях между организмами мировой биосферы. Перед нами стоит следующий вопрос, который мы должны решить: можно ли использовать полезные свойства микробного мира в процессе приспособления растущего человеческого населения к окружающей среде? Ответ на этот вопрос один: да, можно. В подтверждение этого ответа мы хотели бы представить несколько примеров с тем, чтобы показать, что микроорганизмы представляют собой важнейшие природные ресурсы, которые не использовались людьми. Для решения некоторых проблем, отмеченных М. Strong, эти ресурсы должны быть использованы и сохранены. Мы хотели бы кратко показать, каким образом микробиология может помочь сохранению окружающей среды. Мы считаем, что совместные научные программы СССР и США будут содействовать этому.


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»