Традиции и современность в эпидемиологии

Почти все произведения в области эпидемиологии прошлого, дошедшие до наших дней, как бы вскрывают элементы открытия или, вернее, «узнавания»,— касалось ли это литературы, искусства или науки, т. е. последовательного выяснения истины. Даже поиски «сходства в несходном» от «неведения к знанию» являются одной из основных линий развития эпидемиологии — пути, который насчитывает более 30 веков.

То же самое можно сказать и о современной эпидемиологии, где за последние годы выдвинуто огромное количество концепций и идей. Здесь и проблемы молекулярных инфекций и вертикальной передачи инфекта, и проблема латенции патогенных микроорганизмов, и вопросы инфекциозности нуклеиновых кислот и др. Ведь чрезвычайно интересно, какие новые мысли и идеи этой науки прорвутся сквозь десятилетия будущего и станут современниками грядущих поколений, какие канут в Лету как ошибочные или иллюзорные, как плод мало аргументированной фантазии.

Как и при каких обстоятельствах вскроются субъективные и объективные эпидемиологические «концепции» прошлого да и настоящего, — покажет время. Но, как совершенно справедливо отмечали древнегреческие философы, «история нередко вершит суд не только над прошлым, но и над современным». При этом всегда нужно помнить, что в науке «связь времен», как правило, всегда в какой-то степени сохраняется. Ведь так или иначе прошлое (традиции) всегда имеет какое-то отражение в современном, как и в современном можно всегда найти элементы традиций, конечно, на новом уровне.

Читатель, прочтя эту главу, может подумать, что авторы в эмоциональном увлечении, очевидно, пытались придать эпидемиологии какой-то исключительный характер, особо выделить влияние эпидемиологии на многие направления современной биологии и медицины. Если у читателя сложится такое впечатление, то оно ошибочно. Задача была здесь более чем скромной. Она сводилась к тому, чтобы показать корни и истоки некоторых очень актуальных и бурно развивающихся современных биологических направлений, которые сегодня снова как бы стыкуются с проблемами современной эпидемиологии.

Говоря еще раз о синтетической сущности эпидемиологии как науки, небезынтересно привести некоторые примеры из сравнительно недалекого прошлого. Так, еще в 30-х годах нашего столетия, когда имело место некоторое преувеличение роли микроорганизмов в развитии эпидемий и не меньшее увлечение социологизацией (стремление найти причины многих эпидемий заразных болезней только в социальной структуре общества), все же даже в этом периоде, когда многие видные эпидемиологи полагали, что эпидемиология должна развиваться только в своем «традиционном» плане, именно в это время в результате достижений в области микробиологии, особенно вирусологии и генетики микроорганизмов, были созданы принципиально новые профилактические биологические препараты. Их использование в практике привело к значительному снижению заболеваемости во всех без исключения экономически развитых странах мира такими инфекциями, как дифтерия, полиомиелит, столбняк» коклюш, корь и др. Не кто другой, как эпидемиологи приняли эти препараты на вооружение и с большим успехом, путем многомиллионных прививок, добились отмеченных выше результатов. Однако эти же достижения в последние 2—3 десятилетия, особенно в связи с открытием антибиотиков и других эффективных химиотерапевтических препаратов, привели к появлению новых дискуссионных проблем в эпидемиологии, например таким, как проблема антибиотикоустойчивости, аллергизации населения, реактогенности бактериальных препаратов и. др. Разумеется все эти дискуссионные положения в итоге находят эпидемиологическое преломление, так как рассматриваются с точки зрения влияния этих факторов на изменения как биологических свойств микроорганизма (т. е. причинных агентов), так и иммунобиологических функций макроорганизма (хозяина). Конечно, эти дискуссионные положения в современной эпидемиологии подкрепляются достаточным количеством экспериментальных данных, выдвижением так называемых новых эпидемиологических задач» как, например, снятие антибиотикоустойчивости, снижение поствакцинальной патологии, большая стандартизация биологических препаратов и др. И несмотря на большой уже накопленный фактический экспериментальный материал в обоснование новых эпидемиологических концепций, все же реалистичность последних нуждается в некотором переосмысливании.


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»