Принцип холизма

Дело в том, что с позиций социальной экологии делаются попытки объяснения самых противоречивых явлений, начиная от естественных процессов движения населения и кончая происхождением и сущностью морали и этики.

Здесь уместно отметить, что сторонники социальной экологии указывают на значение принципа холизма (целостности) как основополагающего во всей их концепции. И хотя некоторые из них пользуются этим термином с чисто внешней стороны для подчеркивания мысли о взаимосвязях различных биологических и социальных факторов, нельзя не видеть влияния философии холизма на доктрину экологии человека.

Подобно В. Прейеру, использовавшему теорию Ч. Дарвина и учившему рассматривать мир как одну огромную жизнь, в соответствии с учением создателей современного холизма Дж. Холдейном, Дж. Сметсом и А, Мейер-Абихом и др. об органическом как первоначальном в жизни человека в извечных и многообразных формах животного мира, представители социальной экологии используют подобные построения. Они, в частности, как было показано, подчеркивают примат биологических, извечных законов органического мира.

Кажущийся внешне весьма привлекательным, поскольку он как будто бы отражает современные достижения естествознания, принцип целостности, трактуемый в духе философии холизма, представляется вариантом виталистических учений типа неовитализма Г. Дриша и «универсализма» О. Шпанна. Философия целостности — «холизм» особый упор делает на «опровержение» причинности в природе и социальной жизни. Этому служит трактовка целостности как сверхматериального принципа и представление Дж. Сметса о так называемом мистическом «холистском поле», которое, подобно «мировому духу» Гегеля, является фактором целостности.

Важнейшим пороком философии целостности, как указывает В, Г. Афанасьев в книге, посвященной проблеме целостности в философии и биологии, является сведение высших типов целостности к низшим, что приводит к механицизму. Именно так и поступают некоторые представители социальной экологии, сводя, по существу, социальные явления к чисто биологическим.


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»