Обязательная иммунизация

Ряд эпидемиологов и иммунологов, например Хамфри (Англия), Сэбин (США) и др., считают, что обязательная иммунизация против некоторых в прошлом массовых заразных болезней человека, в том числе и оспы, должна быть сохранена. В подкрепление этой точки зрения видный английский иммунолог Хамфри указывает, «что иммунизация против оспы в Англии, начатая в конце XVIII столетия, способствовала даже росту населения этой страны в результате того, что до этого часть, новорожденных детей умирала от оспы». Далее Хамфри пишет: «Интересно выяснить, что бы произошло, если вакцинация против оспы была бы прекращена?» Примером, по мнению Хамфри, может служить незапланированный эксперимент, наблюдавшийся в США в 1918—1928 гг. В штатах, где вакцинация была принудительной (обязательной), число случаев заболеваний оспой составляло 6,1 на 1000 человек. В тех же штатах, где принудительная вакцинация была отменена, насчитывалось 115 случаев на 1000 жителей. Таким образом, заключает Хамфри, вакцинация против оспы поистине имела и продолжает иметь огромное социальное значение.

Вот тот аргумент, который приводят сторонники обязательной вакцинации против оспы, сохраняя все в традиционной форме профилактики этой инфекции. Не останавливаясь в данном случае на правомерности столь упрощенного подхода к проблеме специфической профилактики, которая в настоящее время в результате достижений в области иммунологии нуждается несколько в ином, более глубоком анализе этих вопросов, мы полагаем целесообразным вначале рассмотреть вопрос связанный с системой защиты макроорганизма от патогенных микробов. Дело в том, что патогенные микроорганизмы могут проникать в организм человека и животных, несмотря на достаточно эффективные средства защиты и самовосстанавливающиеся эволюционно сложившиеся механические барьеры.

Известно также, что живые микробы илй их различные токсические вещества являются довольно мощными антигенами и, попадая в организм человека и животных, быстро стимулируют образование антител. Это происходит в тех случаях, когда инфекция вызывает Острое клинически выраженное заболевание, и тогда, когда инфекция клинически сйабо выражена или даже протекает бессимптомно. Как известно, многие лица обладают иммунитетом к потенциально опасным инфекционным агентам, широко распространенным среди данной группы людей в результате так называемого скрытого инфицирования (полиомиелит). И несмотря на это, иммунитет может нарушаться, когда в коллективе начинает циркулировать новый вариант того или иного возбудителя, или же когда й коллектив заносится инфекция, ранее не циркулировавшая в данном коллективе (заносные вспышки оспы, чумы, гриппа, холеры и т. д.). Огромным практическим достижением первых иммунологов конца прошлого столетия было экспериментальное доказательство того, что искусственный иммунитет может стимулироваться не только живыми аттенуированными микроорганизмами, но и убитыми микробами или их токсинами. Это грандиозное достижение иммунологий, естественно, не требовало в то время тех научных данных, которыми располагают иммунологи в настоящее время об антителах илй клетках, производящих их, но, несомненно, она требовала значительно большего мастерства и осторожности в выборе материалов, более удобных для иммунизации. Однако в современных условиях перед тем, как говорить о путях развития эпидемиблогической иммунолотии и, в частности, специфической профилактики, необходимо тщательно рассмотреть вопросы, связанные 16 механизмами иммунообразования, сохраняя основное положение, высказанное еще древними медиками: primum non nocerfc.

Хотя иммунология в последние два десятилетия развивается в самых различных направлениях общей биологии,однако нельзя забывать, что эта наука является дочерней ветвью бактериологии, связанной с изучением такого феномена, как ответная реакция макроорганизма на встречу с микробным антигеном. Таким образом, иммунология, возникшая из бактериологии, казалась крайне важной областью изучения, но все же очень ограниченной в начальном периоде ее возникновения (т. е. 80 лет назад) вряд ли можно было предвидеть столь бурный расцвет ее многообразных возможйостёй. Однако чем больше мы узнаем об иммунитете, тем более сложными оказываются механизмы этого явления. С эпидемиологической точки зрения особый интерес представляют проблемы, взаимного проникновения иммунологии и молекулярной биологий с использованием биохимических, иммуноморфологичесгай: возможностей для понимания процесса выработки иммунитета. И каким бы сложным ни был этот процесс, сейчас можно уверенно сказать, что наука уже находится на уровне возможности управлять процессом создания иммунитета что несомненно будет иметь значительные социально важные последствия в будущем.


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»