Концепция неприспособления индивидуума

Концепция неприспособления индивидуума к среде получает очень широкое понимание и трактовку. В этом отношении она близка к различным теоретическим вариантам весьма распространенной концепции социальной дезадаптации, которой мы еще коснемся.

Так, Э. Роджерс подводит под эту концепцию состояние социального неблагополучия, причем опирается здесь на определение здоровья в преамбуле устава ВОЗ, в которой здоровье декларируется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Под одну рубрику «отсутствие социального благополучия» или «социальная патология» он подводит:

1) неспособность личного или социального приспособления: развод, оставление семьи, алкоголизм, наркомания, преступления и правонарушения, незаконнорождаемость, проституция, психические заболевания и т. д.;

2) дефекты общественной организации: безработица, крайности нищеты и богатства, плохое правительство и коррупция, чрезмерные предрассудки, невежество, отсутствие таких жизненно необходимых общественных услуг, как-то: здравоохранение, образование и прочь».

Не говоря уже о смешении различных по природе и значимости социальных факторов и явлений, Э, Роджерс с удивительной легкостью и простотой объясняет их дезадаптацией, в основе которой лежат сугубо биологические представления, в том числе представления социальной экологии.

История естествознания свидетельствует о неизбежности порождения индивидуалистических и антропологических тенденций, отгораживания организма от внешней среды в общих теориях и концепциях, исходящих из положений о примате биологических явлений. Это произошло с теориями конституции, фрейдизмом и другими концепциями. И, как ни странно, с точки зрения самой экологии, постулирующей принцип холизма — взаимосвязи организмов с внешней средой, ориентация на индивидуум и его имманентные — биологические реакции начинает все более сказываться и у представителей социальной экологии в медицине. «В век высокой цивилизации причины болезней в большой степени свойственны самому человеку и его строению» — вот вывод, который делается в одной из работ. Большое значение придается субъективно-психологическим оценкам реакций человека на собственное «я» и окружающую среду. В этом отношении психоанализ, психосоматика и подобные им учения непосредственно контактируют с воззрением экологов. В статье Л. Хинкля «Экологические замечания по поводу связи физической болезни, пси-хического заболевания и социальной среды» сказано: «Классическим методом оценки восприятия человеком жизненной ситуации является метод психиатра и психоаналитика, которые исходят из того, что человек — это уникальный продукт природы, он является продуктом выжимки насколько возможно из его биологических реакций и его заявлений о себе, при помощи которых он воспринимал свою среду».

Изложенные выше примеры концепций социальной экологии и использования ее в медицине характерны и для новейших работ представителей этого направления социологии. Однако мы не будем останавливаться на них, а постараемся набросать несколько штрихов по экологии человека.


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»