Проблема поствакцинальной патологии

При решении проблемы специфической профилактики нельзя упускать из виду, что основная масса прививок производится в относительно короткий срок жизни человека, начиная с его раннего детства и кончая юношеством, когда организм еще окончательно не сформировался и любая чрезмерная иммунологическая нагрузка может вызвать стрессорные перестройки, которые могут иметь нежелательные последствия для всей последующей жизни и которые до сих пор не только не учитываются, но и не изучаются.

В 1965 г. Ассамблея ВОЗ поставила одной из центральных задач здравоохранения наряду с изучением всех непосредственных побочных реакций иммунизаторного процесса тщательное и систематическое исследование возможного потенциального вреда, который может оказать на организм человека широко практикуемая специфическая профилактика («Хроника ВОЗ», 1965, № 3).

Учет поствакцинальных реакций и результаты вскрытия детей, погибших от послепрививочпых осложнений, свидетельствуют о том, что вакцинальный процесс сопровождается в ряде случаев анафилактическими реакциями, энцефалопатиями и изменениями со стороны сердечно-сосудистой системы

Эти данные свидетельствуют о необходимости рассмотрения возможных связей между многолетней массовой вакцинацией населения и резким увеличением числа случаев сердечно-сосудистых заболеваний, главным образом гипертонией лиц молодого возраста, и о не менее значительном увеличении числа детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой и другими аллергическими расстройствами и аутоиммунными процессами.

Изучение поствакцинальной патологии является в настоящее время насущной необходимостью. При этом важно исследование не только непосредственных осложнений, наблюдающихся при вакцинации, но в основном и тех отдаленных последствий, которые могут возникать в человеческом организме в результате массовых, многократных и длительных иммунизации. Эти вопросы сейчас уже приобретают большое социальное звучание, так как они затрагивают интересы здоровья по существу всего человечества.

На основании всего изложенного выше мы сформулировали первоочередные задачи, требующие изучения:

1. Регистрация любых осложнений, сопровождающих процесс вакцинации. При этом основное внимание должно быть обращено на поздние выявляемые отклонения от нормы и аллергические реакции.

2. Проведение строго контролируемого опыта с тщательным обследованием детей, подвергаемых всему обычному комплексу специфической профилактики на всех его этапах, и создание специальных иммунологических карт, которые позволили бы проанализировать в этом аспекте всю дальнейшую историю развития данного субъекта.

3. Изучение и строгая дифференциация побочных реакций — местных и общих, связанных с повышенной реактогенностью вакцин или с их неправильным применением, от реакций, возникающих на фоне предшествующей сенсибилизации или у лиц с аллергической предрасположенностью.

4. Разностороннее и тщательное изучение потенциально Возможных побочных вредных действий специфической профилактики:

а) вызываемой ею сенсибилизации,

б) изменения реактивности,

в) прорыва толерантности к определенным антигенам и возникновение аутоиммунизации;

г) нарушения сердечно-сосудистой и кроветворной систем.

5. Проведение массового ретроспективного анализа анамнестических данных лиц, страдающих гломерулоиефритами, гипертонией, бронхиальной астмой и другими заболеваниями, в основе которых может быть поствакцинальная патология.

6. Разработка и введение в практику тестов, позволяющих более строго отбирать лиц с противопоказаниями к проведению иммунизации. Подходы к этому имеются. Так например, есть основания полагать, что отбор по наличию в крови определенных белков (C-реактивный белок и др.) должен быть гораздо эффективнее термометрии, причем он вполне доступен в массовых обследованиях.

Должны внедряться методы антигенного анализа, учёт прочности лизосомных мембран и другие методы, считывающие генетический статус организма.

7. Рассмотрение всего вакцинного процесса с точки зрения данных современной иммунологии и иммунохимии. Это даст возможность в значительной мере не только избежать эмпирики в составлении календаря прививок, но и будет способствовать предупреждению ряда нежелательных последствий от недостаточно обоснованных комбинаций профилактических препаратов. Например, зная что живые вакцины (или полисахаридные препараты) резко активизируют в организме синтез белка (аЭто приводит к быстрому, хотя и кратковременному, снижению титров имеющихся в организме антител) можно не допустить спорадических вспышек дифтерии в закрытых коллективах, если изолировать бациллоносителей, хотя бы на 48 ч при проведении прививок против полиомиелита или аналогичными препаратами.

Подобные примеры разнообразны и многочисленны, однако послужить основанием для составления определенных инструкций могут только при использовании данных, которыми располагает теоретическая иммунология и которые часто не учитываются в прикладной иммунологии.

Таковы только некоторые из зачач при изучении вакцинной патологии.

Естественно, что огромная по масштабам и профилактической значимости проблема вакцинации не может быть решена только С позиций поствакцинальной патологии. Здесь еще много возможностей для рационализации календаря прививок, улучшения качества применяемых вакцин и др. Но вместе с тем все эти вопросы должны быть сейчас включены в планы эпидемиолого-иммунологических исследований и найти поэтапное разрешение.

Ведь, на самом деле, за последние 26 лет число выявляемых патогенных для человека агентов, особенно вирусов, увеличивается в логарифмическом порядке. Список вирусов, патогенных для человека, насчитывает около 500 видов и разновидностей (по В. М. Жданову). Среди бактерий таких видов более 1000. Итак, 1500 вакцин. Ясно, что думать о возможности специфической вакцинации ко всем патогенным агентам бессмысленно. Можно рассчитывать лишь на другое М поднять готовность защитных сил организма. Об этом думали и раньше, но последние достижения иммунологии позволяют перейти от благих пожеланий к прямым экспериментам силами эпидемиологов и иммунологов.


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»