Философия организмизма

В связи с социальной экологией находится и так называемая философия организмизма, которая, хотя и отражает взаимоотношения организма и его систем со средой, состояние подвижного равновесия, целостность организма и другие явления, однако сводит специфику живого лишь ж организации, целостности, отождествлению законов развития с законами порядка и т. п. Подобно основателю этой концепции Л. Берталанфи, абсолютизирующему «порядок», «организацию», к которым он сводит сущность жизненных явлений, некоторые представители социальной экологии также делают акцент на роли и значении организации, структуры общества, имеющего все ту же биотическую основу. Нетрудно видеть общность философии холизма и организмизма, в их использовании, в доктринах социальной экологии.

Таковы некоторые стороны концепции социальной экологии и ее представителей. Мы видим, что, несмотря на критику, она не претерпела каких-либо кардинальных изменений и по-прежнему остается «биологической социологией», т, е. отраслью социологии, биологизирующей общественные явления и отношения. В этом смысле ее можно оценить как новейший вариант дарвинизма, тем более что ее представители непосредственно используют и взгляды одного из «столпов» дарвинизма Г. Спенсера. Здесь, пожалуй, и есть ответ на вопрос: «Куда же идет социальная экология?»

Предваряя последующий текст, считаем необходимым подчеркнуть, что мы не против экологии человека, но решительно возражаем против биолого-экологического объяснения общественных отношений, не существут замены социальных понятий и процессов, выражающими низшую форму развития.

Мы против такой трактовки социальных явлений, которая Р. Парком, его последователями и сторонниками именуется социальной экологией, человеческой экологией, получившей распространение не только в социологии, но и в других областях знаний, в том числе в медико-биологических теориях.


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»