Использование концепции социальной экологии в медико-биологических теориях

«Правдивое — оплодотворяет, из ошибочного не развивается ничего, наоборот, оно нас запутывает»

Гете

Не только методы и наблюдения, применяемые экологами, но даже й теоретические построения принимаются на вооружение в других отраслях знаний, в частности в медицине и здравоохранении. Это проявляется подчас в так называемой медицинской экологии, о которой стали говорить относительно недавно, уже после второй мировой войны. Пока заявлять о медицинской экологии как особой сформировавшейся дисциплине преждевременно, тем более что ее сторонники пока оперируют данными самых различных, уже достаточно сложившихся наук. Об этом, например, свидетельствует книга Э. С. Роджерса «Экология человека и здравоохранение». В ней речь идет об очень широком круге вопросов: демографии, медицинской статистике, заболеваемости, формах и видах медицинского обслуживания населения, теориях и концепциях здравоохранения и т. д.

Оставляя пока в стороне те аспекты экологии человека, которые, с нашей точки зрения, заслуживают внимания и развития в медицине и здравоохранении, о чем речь пойдет ниже, остановимся на использовании социальной экологии в трудах деятелей здравоохранения некоторых стран мира. Здесь мы встречаем те же аспекты экологии человека — учение о конкуренции как главной движущей силе развития общины и общества — биотический, социальный или культурный уровень, стремление к гармонии, адаптирующему равновесию организмов и среды, внутри общины, принципы господства, последовательности и др., подчеркивание первостепенной роли концепции холизма как «всеобъемлющей системы динамической взаимозависимости» и др. Они обычно рассматривают медицинскую экологию как часть общей экологии или, вернее, как один из ее этапов.

В таком подходе к общим проблемам имеется та же методологическая погрешность, как и у представителей социальной экологии, о чем говорилось выше. Сущность заключается в том, что с позиций не только изучения законов развития общественных отношений, но и общих вопросов здравоохранения неправомочно базироваться на экологии, объявлять ее универсальной теорией медицины, охватывающей все, наподобие огромного зонта.

Э. Роджерс, в итоге совершенно справедливо отмечая, что трудно отделять психическую, духовную сторону человека от физической, так как они составляют единство, отличающее человека от «прочих жизненных видов», тем не менее не отличает сущность болезней человека от болезней растений и животных: «Мы должны, — пишет он,— рассматривать состояние здоровья человека таким же образом, как и состояние здоровья растений или животного» , В другой работе, излагая положения социальной экологии, он подчеркивает, что главные концепции экологии исходят из учения Ч. Дарвина и сводятся к следующим положениям:

1) жизненное сплетение, в котором организмы приспосабливаются или пытаются приспособиться друг к другу;

2) процесс приспособления как борьба за существование;

3) окружающая среда, включающая в себя чрезвычайно сложный комплекс условий приспособления».

Одним из мотивов в работах приверженцев экологии, так же как и их идейных учителей, звучит мысль о естественно предопределенном стремлении к гармонии, к гомеостазу. В этом аспекте им особенно импонирует формула об общем адаптационном синдроме. Именно с таких позиций рассматриваются патологические процессы, в том числе так называемые «болезни цивилизации». Эти последние (нейропсихические расстройства, некоторые хронические, эндокринные, сердечно-сосудистые и пр. заболевания), а также многие другие оцениваются как выражение дезадаптации, внутренняя сущность которой сводится к процессам конкуренции — борьбы за существование.


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»