Реклама
|
Метод эксперимента«Метод эксперимента — писал Л. Пастер, — переданный нам великими умами: Галилеем, Паскалем, Ньютоном, — верховный метод, достойный удивления и преклонения. Разум, прибегающий к этому методу, отрешился от всякой посторонней поддержки, от всякого метафизического предрассудка и опирается только на самого себя. Я имею слабость утверждать, что мечты экспериментатора составляют значительную часть его силы. Именно благодаря Пастеру микробиология и теснейшим образом -связанная с ней эпидемиология стала зрелой и научно обоснованной дисциплиной, значительно раньше других биологических дисциплин. «Ведь так или иначе, — говорил А. Львов в своем докладе на заседании, посвященном 150-летию со дня рождения Л. Пастера, — научная медицина началась с изучения инфекционных заболеваний». Это изучение за истекшие 80 лет развивалось в трех основных направлениях: изучалась биология самих микроорганизмов; изучались защитные механизмы макроорганизма — иммунология хозяина (человека и животных) и изучалась природа самих заразных заболеваний: клинические течения, причины их массовости, пути передачи инфекта, рациональные меры профилактики, т. е. эпидемиология. Именно в этот период была научно обоснована идея заразного начала («contagium vivum» — термин; введенный еще врачами-эмпириками прошлого). Однако после открытий Л. Пастера, Р. Коха и других ученых потребовалось почти еще столетие, - чтобы раскрыть биологическую сущность микроорганизмов, определить их таксономию, выявить причины их патогенности, токсичности, установить особенности патогенеза инфекций, и начать изучение изменчивости микроорганизмов и многих других особенностей взаимодействия микроба с организмом хозяина и, конечно с окружающей средой. Именно в результате использования достижении биологической науки стало возможным разработать меры эффективной борьбы с наиболее массовыми заразными болезнями человека, что в свою очередь, естественно, привело к изменению структуры патологии в человеческом обществе, и в первую очередь инфекционной патологии. Не вдаваясь в историю развития микробиологии, иммунологии, эпидемиологии, т. е. вопросов, которым за последние десятилетия посвящена огромная литература, все же считаем необходимым сказать, что начало научно-обоснованного отсчета «классификации инфекций» нужно отнести именно к этому периоду, т. е. периоду начала изучения причинных агентов (этиологии) возбудителей заразных заболеваний человека. Здесь уместно подчеркнуть, что за последние два десятилетия в результате научно- технического прогресса произошли существенные изменения во всех областях биологии, что, в свою очередь, естественно, привело к коренным изменениям в понятиях и представлениях в области инфекционной патологии человека в целом. К таким фундаментальным открытиям можно отнести: а) в области микробиологии — открытие материальных носителей жизненных функций, что было следствием развития генетики микроорганизмов и молекулярной биологии; б) в области иммунологии — открытия защитных возможностей макроорганизма, которые, с одной стороны, привели к практическому использованию иммунологии в диагностике, лечении и особенно профилактике многих болезней, а с другой — выдвинули на первое место научный поиск в раскрытии механизмов иммунообразования, иначе — поиск путей «управления» этими механизмами; в) в области эпидемиологии, которая использовала достижения биологической науки, не только подвергла теоретическому переосмысливанию основные эпидемиологические положения, «законы и закономерности» развития эпидемических процессов, но и использовала эти достижения в развитии научных основ эффективной борьбы с заразными болезнями человека. «1» «2» «3» «4» «5» «6» «7» «8» «9» «10» «11» «12» «13» «14» «15» «16» «17» «18» «19» «20» «21» «22» «23» «24» «25» «26» «27» «28» «29» «30» «31» «32» «33» «34» «35» «36» «37» «38» «39» «40» «41» «42» «43» «44» «45» «46» «47» «48» «49» «50» «51» «52» «53» «54» «55» «56» «57» «58» «59» «60» «61» «62» «63» «64» «65» «66» «67» «68» «69» «70» «71» «72» «73» «74» «75» «76» «77» «78» «79» «80» «81» «82» «83» «84» «85» «86» «87» «88» «89» «90» «91» «92» «93» «94» «95» «96» «97» «98» «99» «100» «101» «102» «103» «104» «105» «106» «107» «108» «109» «110» «111» «112» «113» «114» «115» «116» «117» «118» «119» «120» «121» «122» «123» «124» «125» «126» «127» «128» «129» «130» «131» «132» «133» «134» «135» «136» «137» «138» «139» «140» «141» «142» «143» «144» «145» «146» «147» «148» «149» «150» «151» «152» «153» «154» «155» «156» «157» «158» «159» «160» «161» «162» «163» «164» «165» «166» «167» «168» «169» «170» «171» «172» «173» «174» «175» «176» «177» «178» «179» «180» «181» «182» «183» «184» «185» «186» «187» «188» «189» «190» «191» «192» «193» «194» «195» «196» «197» «198» «199» «200» «201» «202» «203» «204» «205» «206» «207» «208» «209» «210» «211» «212» «213» «214» «215» «216» «217» «218» «219» «220» «221» «222» «223» «224» «225» «226» «227» «228» «229» «230» «231» «232» «233» «234» «235» «236» «237» «238» «239» «240» «241» «242» «243» «244» «245» «246» «247» «248» «249» «250» «251» «252» «253» «254» «255» «256» «257» «258» «259» «260» «261» «262» «263» «264» «265» «266» «267» «268» «269» «270» «271» «272» «273» «274» «275» «276» «277» «278» «279» «280» «281» «282» «283» «284» «285» «286» «287» «288» «289» «290» «291» «292» «293» «294» «295» «296» «297» «298» «299» «300» «301» «302» «303» «304» «305» «306» «307» «308» «309» «310» «311» «312» «313» «314» «315» «316» «317» «318» «319» «320» «321» «322» «323» «324» «325» «326» «327» «328» «329» «330» «331» «332» «333» «334» «335» «336» «337» «338» «339» «340» «341» «342» «343» «344» «345» «346» «347» «348» «349» «350» «351» «352» «353» «354» «355» «356» «357» «358» «359» «360» «361» «362» «363» «364» «365» «366» «367» «368» «369» «370» «371» «372» «373» «374» «375» |
Реклама
"> |