Конкуренция проявляется через два «экологических принципа»

Конкуренция проявляется через два «экологических принципа» — господство и последовательность. Они необходимы «для поддержания порядка в общине». Принцип господства взят Р. Парком по аналогии с представлениями о доминирующем биологическом виде в процессе борьбы за существование, но в построениях социальной экологии Р. Парка он трансформируется в представление о главенствующей роли центра: центра города, где сосредоточена деловая жизнь (банки, учреждения), по отношению к периферийным районам, столичной общины (центральной) но отношению к другим общинам и т. п. Господство выступает как ис-точник другого принципа — последовательности, т. е. регулярного порядка изменений, через которые проходит община в ходе своего развития от непостоянных до устойчивых стадий.

Целью действия конкуренции и экологических принципов, по мнению Р. Парка, является достижение равновесия в общине; более того, все закономерности, объединенные представлением о «конкурирующем сотрудничестве», направлены на достижение этого равновесия, гармонии.

Вообще, по определению Р. Парка, «...основной целью экологии человека является попытка изучить процессы, благодаря которым биотическое и социальное равновесие сохраняется тогда, когда оно уже достигнуто, и процессы, путем которых происходит переход из одного относительно стабильного состояния в другое в тех случаях, когда нарушается биотическое и социальное равновесие».

С учетом изложенного, определяя, так сказать, состав человеческой общины, Р. Парк заключает, что она состоит из населения и культуры, которая рассматривается как «социальный комплекс» населения, технической (материальной) культуры обычаев и верований (не материальной, духовной культуры), а также «естественных ресурсов места жительства». Эти факторы «поддерживают одновременно и биотическое и социальное равновесие». Таким образом, человеческая община подобна организму с его процессами и системами адаптации, корреляции, сохранения гомеостаза и т. п. Здесь Р. Парку очень импонирует концепция Г. Спенсера о человеческом обществе (общине) как организме.

Таковы важнейшие общие положения Р. Парка относительно человеческой общины.


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»