Влияние общества на характер и привычки человека

Природу человека следует понимать как природу социального существа, т. е. как совокупность общественных отношений, как производительную силу (силу природы) и как носителя общественных отношений производства.

Влияние общества на характер и привычки человека бесконечно сильнее непосредственного влияния природы. Социальные качества преобразуют природные, биологические. Биологическое в человеке никогда не выступает в «чистом», природном виде — оно опосредуется социальным. Всякая попытка рассматривать человеческий организм вне общества, — говорил один из крупных теоретиков здравоохранения 3. П. Соловьев, — «является только произвольной и совершенно искусственной абстракцией». Проблема соотношения социального и биологического в человеке — ключ к пониманию природы и характера экологии человека. Его поведение, болезни, здоровье — новое качество, так как в нем природное опосредовано социальным.

Итак, свойства человека качественно иные по сравнению с другими живыми организмами. Существуют, однако, мнения, что человек — смесь социального и биологического, что можно измерять, определять количественно социальное и биологическое, в зависимости от подхода, объекта, задач исследования. Говорят об «угасании» социального по мере отхода от организменного к клеточному, молекулярному уровню.

С нашей точки зрения, подобные положения пригодны лишь в методическом отношении. В самом деле, неоправданно утверждать о социальных чертах, свойствах молекул, клеток человека, говорить о социальных эквивалентах на уровне биохимических, даже физиологических реакций в органах и тканях человеческого организма. Если же иногда и применяют социальные характеристики в таких случаях, то чаще всего в метафорическом смысле, например, пишут (Г. Селье) об «эгоизме» и «альтруизме» клеток тела и т. п.

В методологическом отношении, когда речь идет о человеке как социальном существе, создателе и совокупности производственных отношений и вместе с тем биологической организации, неразделимо единой с его общественным характером, количественные детерминанты биологического и социального непригодны. Следовательно, если подходить к экологии человека как носителя принципиально качественно новых черт, нужно говорить о новой науке, новом подходе, хотя она еще не сформировалась, еще не создана. Поэтому и мы, как отмечалось, набросаем лишь некоторые штрихи контуров будущей отрасли.


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»