Отличительные черты человеческой общины

Другой отличительной чертой человеческой общины, по Р. Парку, является то, что в ней «человек не так зависит от окружающей его среды, как прочие животные, поскольку на эти взаимоотношения воздействует вмешательство других людей... Кроме того, благодаря изобретениям и развитию техники, в огромной степени возросла его способность реагирования и переделывания не только своего места жительства, но и мира, в котором он живет», и, наконец, в человеческом обществе под влиянием «обычаев и традиций», «структура общин приобретает организационный характер». К биотическому (биологическому, природному) уровню жизни общины у человека прибавляется так называемый «культурный» или социальный уровень. К сожалению, далее декларации о «культурном» уровне, «социальной надстройке» и т. п. установки Р. Парка не идут. Когда же Р. Парк переходит к выявлению общих закономерностей взаимоотношения людей друг с другом и со средой обитания, т. е. основных процессов, происходящих в общине, то нетрудно заметить биологизацию общественных явлений.

В человеческой общине, основанной на известной дихотомии (расчленении) на два уровня — биотический и культурный, действуют процессы, объединяемые понятием «конкурирующего сотрудничества», которое Р. Парком взято у Ч. Дарвина. В основе концепции о конкурирующем сотрудничестве в общине лежит представление о трех процессах — адаптации, корреляции, конкуренции. При этом указанные процессы в общине происходят по аналогии с подобными в организме. Взаимоотношение корреляции, адаптации и конкуренции создает замкнутую систему экосистему) — общину, где ввиду наличия в ней «культурного» уровня менее заметна конкуренция, борьба за существование, зато проявляются согласованность и другие стороны человеческих отношений. «По мере увеличения корреляции и уменьшения конкуренции, явившихся в результате взаимной адаптации, конкурирующих видов,— пишет Р. Парк, - возникла замкнутая система, в пределах которой отдельные группы населения вовлечены в процесс конкурирующего сотрудничества, придающего их взаимосвязям характер «естественной экономики».

Однако главной движущей силой, определяющей все остальные процессы в общине, выступает, по Р. Парку, конкуренция — аналог борьбы за существование. Конкуренция, господствуя на биотическом уровне, в конечном счете обусловливает и все процессы и явления социального, «культурного» уровня. Р. Парк замечает, что конкуренция на социальном уровне, оставаясь основной движущей силой всех процессов в общине, лишь облекается в иные формы и ограничивается человеческими чертами, такими, как обычаи, согласованность и т. п.


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»