Дихотомия. Социальное приспособление поведения человека

С еще более резкой критикой ограниченности и искусственности «биологической ориентации» социальной экологии выступает У. Геттис. Он указывает, что деление общины и общества на два уровня, дихотомия, так же как и отделение понятия общества и общины, индивидуум и личность, биотическое и социальное, произвольно, ошибочно и искусственно, что концепции социальной экологии «не исходят естественно и логично из изученных фактов». «В настоящее время,— пишет он,— она является своего рода гибридом, подобно дискредитировавшей себя «органической социологии».

У. Геттис подметил и общий философский характер социальной экологии: он пишет, что экологи придерживаются теории биологического или географического детерминизма в человеческих делах. «Другими словами,— разъясняет он,— люди и их институты в пространственном, временном и профессиональном отношении распределяются путем действия сил, либо наложенных в биологической природе человека, либо существующих вне его — в так называемом естественном мире симбиоз, существующий у растений и животных, приложим, если он даже и не идентичен, и к человеку и к группам людей; конкуренция или происходящий в результате ее отбор рассматривается как проявление борьбы за существование и как процесс естественного отбора; так называемое биотическое равновесие определяется как естественное равновесие между количеством и ресурсами, вызывающее относительно стабильные пространственные и поддерживающие существование связи, наблюдаемые почти у всех изолированных народов независимо от той культурной фазы, в которой они живут, и является, таким образом, по существу — биологическим».

Но уловив суть социальной экологии, проповедывающей биологический детерминизм. У. Геттис, являясь сторонником экологии как общей доктрины, предлагает по существу лишь реформировать ее, так сказать, социально обогатить, превратить из биологической по своему характеру в большей мере в истинно социальную экологию. Он, как и А. Хоулей и другие критики социальной экологии в ее классическом выражении, также предлагает сделать ее социальной наукой, для чего она должна освободиться от своей первоначальной зависимости от органической экологии и сконцентрироваться на изучении аспектов распределения людей и их институтов, интерпретируя затем эти данные в свете собственной экологической схемы. По У. Геттису, экология человека должна изучать «социальное приспособление поведения человека», т. е. «устремить свое внимание на описание, измерение, анализ и объяснение пространственного и временного распределения социальных и культурных факторов».


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»