Экология - как наука

Finis corant opus.

«Самое большое чудо из всех известных чудес — это то, что вовсе нет чуда»

Итак, мы подошли к заключительной части такой остро дискутируемой, проблемы, как проблема экологии человека. Но вместе, с тем было бы неправильно канонизировать многие положения в современной экологии и пытаться представить дело так, будто сторонники классической экологии высказали безапелляционные положения не только спорно, и заведомо ошибочно. Здесь нельзя не иметь в виду, что в столь отромной по значимости проблеме, как экология, затрагиваются и интегрируются результаты различных биологических, социологических, а нередко и философских наук. Именно исходя из этого, многие аспекты можно рассматривать лишь в порядке постановки вопроса, а решение их покажет будущее.

Может возникнуть еще один вопрос: почему в монографии, посвященной международным и национальным вопросам современной эпидемиологии и микробиологии, так много внимания уделено экологии вообще и экологии человека в частности? Объясняется это, во-первых, тем, что проблема загрязнения окружающей среды в современных условиях имеет прямое отношение к структуре патологии человека в целом, а инфекционной патологии в особенности; а во-вторых, тем, что экология микроорганизмов, переносчиков болезней и животных — хранителей некоторых заразных начал никогда никем не оспаривалась.

Поскольку мы коснулись многих и подчас весьма сложных вопросов, целесообразно сделать и резюме основных положений.

Как было показано, внимание к экологии в целом и к экологии человека в частности возрастает главным образом в связи с остротой проблем мы внешней среды и ее охраны, оздоровления, в связи с так называемым экологическим кризисом, объясняемым резким вмешательством в биосферу в период научно-техннческой революции. Чтобы оградить природу от разрушения, защитить здоровье людей, ставится задача восстановления «экологического баланса» с помощью национальных и международных средств, изучение и выбор которых во многом зависят от развития той или иной страны, а также возможностей экологии и особенно экологии человека. Однако до сих пор многие проблемы экологии остаются нерешенными и спорными, причем это касается (не только конкретных вопросов и методик, но и общетеоретических, методологических положений, в том числе определения понятий, классификации разделов, соотношения с другими отраслями знаний — с эпидемиологией, микробиологией и др.

Приводимые нами материалы свидетельствуют о том, что рассматривать экологию как науку о связях животных и растительных организмов (в том числе и микроорганизмов) с внешней средой недостаточно. Понятие экологии гораздо более предметно, конкретно и относится прежде всего к изучению многообразных (связей и взаимоотношений организмов друг с другом и с факторами внешней среды в конкретных условиях моста и времени, иначе говоря, образа жизни организмов в конкретных условиях внешней среды.


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»