Куда направить «экологию человека»?

«Лучшая политика — всегда говорить правду, если, конечно, вы не исключительно искусный лжец»

Дж. К. Джером

Если ставить вопрос, правомочно ли пользоваться термином «экология человека», как это нередко делают, то ответ может быть только один: конечно, да. Но при этом следует не забывать, что под этим понятием чаще всего подразумевают прикладной аспект — применение некоторых экологических представлений и наблюдений к человеку, либо концепцию социальной экологии, т. е. нужно подходить к термину критически, осторожно. Лишь немногие теоретики начинают уже понимать, что экология человека — нечто большее, чем экология животных или социальная экология в духе приведенных выше представлений.

Характерны в этом отношении высказывания известного ученого США, профессора патологии и микробиологии Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке Рене Дюбо, о котором мы уже упоминали. Концентрированное выражение его воззрений на этот счет содержит его лекция, прочитанная участникам Всемирной ассамблеи здравоохранения в 1969 г. в Бостоне на тему: «Экология человека». И хотя Р. Дюбо не рассматривает сущность социальной природы человека, он признает, что «условия социальной и культурной жизни» изменяют, преобразуют механизмы адаптации и другие фундаментальные реакции организма. Он отмечает, в частности, роль психических процессов в адаптации. К «экологии человека,— говорит Р. Дюбо, — необходимо подходить с другими научными и интеллектуальными мерками, чем те, которые применимы к общей биологии и даже к другим биомедицинским наукам, поскольку экологии человека приходится заниматься косвенными и сказывающимися через очень длительное время результатами воздействия среды и образа жизни, даже в тех случаях, когда те или иные факторы не оказывают никакого видимого влияния».

Естественно, что в экологии человека Р. Дюбо ставит акцент на характере связей организма с внешней средой (т. е. главном вопросе экологии), но он подчеркивает отличие среды человека от природной среды, говорит об измененной, преобразованной человеком среде, о социальных механизмах, «при помощи которых общество пытается создать более или менее искусственную среду, в той или иной степени приспособленную к нуждам и чаяниям человека».

По существу мечтой Р. Дюбо является достижение такого положения, когда человек будет полностью приспособлен к среде и. когда «экология человека сможет больше заниматься положительными и благоприятными воздействиями среды на человека, чем ее патогенными влияниями». Пока же в том обществе, где живет Р. Дюбо, более того, в современном мире, как он полагает, «экология человека переживает почти всеобъемлющий кризис», так как человек не может приспособиться к тем изме-нениям во внешней среде и в образе жизни, который он сам же вызвал: в экономически развитых странах эти изменения порождены «второй промышленной революцией» (современным индустриальным развитием), а в развивающихся странах — «биологическим обеднением», т. е. резким отрывом жителей от привычек, примитивных условий существования в естественной, природной среде.


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»