Управление инфекциями

Почти полвека тому назад Ш. Николь в монографии «Происхождение, жизнь и смерть заразных болезней» напишет: «Мы должны питать доверие к тем, которые придут после нас. Миролюбивые и более культурные, они сумеют все лучше и лучше защищать себя и охранять своих ближних, а также полезных им животных против бессмысленной, недисциплинированной стаи заразных болезней». Конечно, мир микробов огромен и в обозримом будущем под воздействием разработанных наукой мер они могут исчезнуть, но главное — надо ли добиваться этого? Ведь хорошо известно, что и в настоящее время в природе циркулируют многие патогенные микроорганизмы (токсигенные бактерии дифтерии или возбудители коклюша или же дикие штаммы вируса полиомиелита), а заболеваний людей или нет или же они носят редкий спорадический характер. И именно, видимо, здесь лежит основная концепция современной эпидемиологии — научиться управлять инфекциями.

Таким образом, говоря о кардинальных аспектах современной эпидемиологии, следует сказать, что, несмотря на всю кажущуюся противоречивость многих поднятых вопросов, все же магистральная линия ее развития пока строится на традиционном фундаменте этой древнейшей науки:

1) познании истинных причин массовых патологических процессов в человеческом обществе;

2) изучении и испытании в практике специфических и неспецифических путей предупреждения последних. (Но здесь мы, эпидемиологи, не имеем права забывать, что иммунологические редакции не универсальны, а строго специфичны — это, скорее, по выражению Ч. Шерингтона, «чек на предъявителя».)

Однако все это, конечно, на новом уровне знаний не только в области различных направлений биологии и экологии, но и социологии в результате синтетического характера этой древнейшей науки об эпидемиях — эпидемиологии.

Как-то Ш. Николь удачно заметил, что «Пастер пришел как Прометей и внес свет во тьму, порядок — в хаос. До него эти причины заразных болезней совершенно не были известны» и нам кажется, что эта мысль совершенно справедлива. Ведь одной из прекраснейших древнейших легенд является миф о Прометее, непокорном титане, который похитил огонь у богов и передал его людям. Глубокий смысл заключен в этом предании и для нас, эпидемиологов. В самом деле, человечество нашей планеты подобно Саламандре родилось и выстояло в пламени костра неведомых моров, эпидемий и пандемий. Тем с большим оптимизмом можем мы, вооруженные современными знаниями и мерами борьбы, смотреть в будущее.

Как же обстоит дело сейчас и каковы перспективы заразных болезней в будущем?

В данном случае лучше всего ответить так, как сказал Ш. Николь: «В этом далеком и гипотетическом будущем на Земле будет меньше различных заразных болезней».

Как будет показано ниже, иная эпоха породила иные проблемы, которые привлекают сегодня внимание эпидемиологов мира и которые неизмеримо более сложны и грандиозны, чем уже разрешенные проблемы. И, конечно, научно-технический прогресс, свидетелями которого является наше поколение врачей — эпидемиологов, микробиологов, будет способствовать решению поднятых вопросов, касающихся интересов здоровья человечества.


«1»  «2»  «3»  «4»  «5»  «6»  «7»  «8»  «9»  «10»  «11»  «12»  «13»  «14»  «15»  «16»  «17»  «18»  «19»  «20»  «21»  «22»  «23»  «24»  «25»  «26»  «27»  «28»  «29»  «30»  «31»  «32»  «33»  «34»  «35»  «36»  «37»  «38»  «39»  «40»  «41»  «42»  «43»  «44»  «45»  «46»  «47»  «48»  «49»  «50»  «51»  «52»  «53»  «54»  «55»  «56»  «57»  «58»  «59»  «60»  «61»  «62»  «63»  «64»  «65»  «66»  «67»  «68»  «69»  «70»  «71»  «72»  «73»  «74»  «75»  «76»  «77»  «78»  «79»  «80»  «81»  «82»  «83»  «84»  «85»  «86»  «87»  «88»  «89»  «90»  «91»  «92»  «93»  «94»  «95»  «96»  «97»  «98»  «99»  «100»  «101»  «102»  «103»  «104»  «105»  «106»  «107»  «108»  «109»  «110»  «111»  «112»  «113»  «114»  «115»  «116»  «117»  «118»  «119»  «120»  «121»  «122»  «123»  «124»  «125»  «126»  «127»  «128»  «129»  «130»  «131»  «132»  «133»  «134»  «135»  «136»  «137»  «138»  «139»  «140»  «141»  «142»  «143»  «144»  «145»  «146»  «147»  «148»  «149»  «150»  «151»  «152»  «153»  «154»  «155»  «156»  «157»  «158»  «159»  «160»  «161»  «162»  «163»  «164»  «165»  «166»  «167»  «168»  «169»  «170»  «171»  «172»  «173»  «174»  «175»  «176»  «177»  «178»  «179»  «180»  «181»  «182»  «183»  «184»  «185»  «186»  «187»  «188»  «189»  «190»  «191»  «192»  «193»  «194»  «195»  «196»  «197»  «198»  «199»  «200»  «201»  «202»  «203»  «204»  «205»  «206»  «207»  «208»  «209»  «210»  «211»  «212»  «213»  «214»  «215»  «216»  «217»  «218»  «219»  «220»  «221»  «222»  «223»  «224»  «225»  «226»  «227»  «228»  «229»  «230»  «231»  «232»  «233»  «234»  «235»  «236»  «237»  «238»  «239»  «240»  «241»  «242»  «243»  «244»  «245»  «246»  «247»  «248»  «249»  «250»  «251»  «252»  «253»  «254»  «255»  «256»  «257»  «258»  «259»  «260»  «261»  «262»  «263»  «264»  «265»  «266»  «267»  «268»  «269»  «270»  «271»  «272»  «273»  «274»  «275»  «276»  «277»  «278»  «279»  «280»  «281»  «282»  «283»  «284»  «285»  «286»  «287»  «288»  «289»  «290»  «291»  «292»  «293»  «294»  «295»  «296»  «297»  «298»  «299»  «300»  «301»  «302»  «303»  «304»  «305»  «306»  «307»  «308»  «309»  «310»  «311»  «312»  «313»  «314»  «315»  «316»  «317»  «318»  «319»  «320»  «321»  «322»  «323»  «324»  «325»  «326»  «327»  «328»  «329»  «330»  «331»  «332»  «333»  «334»  «335»  «336»  «337»  «338»  «339»  «340»  «341»  «342»  «343»  «344»  «345»  «346»  «347»  «348»  «349»  «350»  «351»  «352»  «353»  «354»  «355»  «356»  «357»  «358»  «359»  «360»  «361»  «362»  «363»  «364»  «365»  «366»  «367»  «368»  «369»  «370»  «371»  «372»  «373»  «374»  «375»